Когда Вы начинаете задумываться о внедрении электронного обучения в организации, всегда появляется большое количество вопросов. Что делать? С чего начать? Что понадобится? Вы понимаете, что выбор поставщика СДО (системы дистанционного обучения) и утверждение бюджета - это только начало. Как бы ничего не упустить...
В этой статье я обозначила ключевые вопросы, которые помогут предвидеть возможные проблемы и составить план действий.
Воспользуйтесь этими вопросами в качестве проверочного листа, отвечая "Да" или "Нет". На какое количество вопросов Вы сможете ответить "Да"?
1. Цель внедрения e-learning в организации определена достаточно четко? От того, как вы определите цель внедрения, будут зависеть многие другие шаги, поэтому этот пункт стоит самым первым. Что вы хотите достичь, внедряя e-learning - снизить
затраты на обучение, увеличить охват, повысить эффективность обучения или что-то еще?
2. Внедрение e-learning носит стратегический характер? Можете
ли Вы объяснить, как будет развиваться электронное обучение в вашей организации
через 1 год, через 3 года, через 5 лет?
4. Руководство поддерживает
внедрение электронного обучения?
5. Вы знаете, как
электронное обучение будет сочетаться с другими формами обучения, которые есть
в организации? Какое обучение останется в очном формате, какое будет переведено в электронный, а какое будет смешанным?
6. Вы
определили, как будете оценивать результаты обучения? Вопрос о том, насколько эффективно электронно обучение в любом случае будет подниматься, руководством или другими заинтересованными сторонами, поэтому хорошо бы подумать об этом заранее.
7. У вас есть
человек, который будет администрировать процесс обучения? Понадобится зачислять сотрудников на курсы,
отслеживать процесс обучения, выгружать результаты, информировать, отвечать на вопросы пользования системой, а также распечатывать и направлять
сертификаты участникам обучения, если это предусмотрено процессом обучения.
8. Вы знаете, кто
будет обеспечивать техническую поддержку системы? Первый год технической
поддержки чаще всего включен в стоимость системы (проверьте условия покупки!),
но дальше необходимо решать – продлите ли вы контракт на техподдержку с поставщиком
системы? Если нет, то кто в вашей организации будет отвечать за техподдержку?
9. Будут ли
текущие курсы обеспечиваться поддержкой со стороны преподавателей, тренеров,
бизнес-экспертов? Будут ли ваши курсы формой самостоятельного обучения или для
каждого курса будет тьютор (преподаватель), который будет консультировать
сотрудников по содержательным аспектам обучения? Самостоятельное обучение
снизит затраты на обучение. Но в таком случае и требования к курсам должны быть
на порядок выше, в частности в самом курсе сотрудники должны получать
качественную обратную связь по выполненным заданиям и тестовым вопросам.
10. У вас
достаточно технических возможностей, чтобы развернуть СДО на своем сервере? Если ваши
возможности по каким-то причинам не позволяют этого, вы можете использовать аренду системы дистанционного обучения – в
таком случае система существует онлайн, на сервере поставщика услуг, а вы получаете
возможность загружать курсы, сведения о сотрудниках, и обучать их в обычном режиме.
11. Качество
вашего интернет-канала позволяет проводить вебинары и размещать видеофайлы в
системе?
12. Ваши
сотрудники хорошо владеют компьютером? Насколько привычным для них будет
получать информацию в электронном виде?
13. У всех сотрудников
есть доступ к компьютерам? Большинство
сотрудников, работающих в офисе, имеют доступ к компьютерам, но если речь идет
про производственный или торговый персонал, то это не всегда так. В таком
случае, подумайте – можно ли выделить один компьютер на 3-4 человека, чтобы в
свободное время они могли проходить обучение на нем?
14. На
компьютерах ваших сотрудников установлено единое программное обеспечение
(интернет-браузеры, медиа-плееры)? Курсы не
всегда корректно отображаются в разных браузерах, либо требуют дополнительных
установок программ (java, flash player, media player).
15. У сотрудников
есть возможность слушать аудио-файлы и смотреть видео на своих компьютерах? В
некоторых организациях видеокарты и аудиокарты не устанавливаются в компьютеры
сотрудников, либо сотрудникам запрещается пользоваться колонками или наушниками.
Если Вы ответили на какие-то из этих вопросов "Нет" - это не повод отказываться от внедрения электронного обучения. Но обязательно продумайте и внесите в свой план внедрения те шаги, которые позволят, например, обеспечить поддержку руководства или установку единого ПО на компьютерах пользователей. Или обозначьте требования к электронным курсам с учетом ваших возможностей - если сотрудники не смогут смотреть видео и слушать аудио-файлы, то стоит ли делать озвучку курса или добавлять видео? А если сотрудники не очень ладят с техникой, необходимо подумать о шаблоне курса, так чтобы один раз поняв, как управлять курсом, сотрудники дальше смогли учиться легко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий