четверг, 18 октября 2012 г.

10 уроков от Coursera

Недавно закончился мой первый курс в Coursera по геймификации (прим. Coursera  - бесплатный онлайн-ресурс, предоставляющий доступ к обучению, проводимому лучшими мировыми университетами, сейчас в Coursera представлены 33 университета и 198 курсов) . 
Что меня вдохновило написать о своем опыте обучения в блоге?
Прежде всего, в отличие от всех других электронных курсов, на которые я записывалась, этот курс я закончила. Для этого я просмотрела все видеолекции, выполнила все письменные задания и тесты, а еще и просмотрела дополнительные материалы. И это несмотря на усилия, которые требовались для восприятия информации и выполнения заданий на английском языке. И кроме того, курс настолько меня вдохновил и заинтересовал, что я записалась еще на несколько курсов (сейчас идут 3 из них) и вступила в сообщество на Фейсбуке, где общалась русскоязычная группа геймификаторов. 
Как это произошло? 

Я постаралась проанализировать, что вдохновляло, побуждало меня и помогало мне в обучении, для того, чтобы была возможность применить этот опыт при создании электронных курсов. 

1. Целостность. Каждый курс - это не набор видеолекций, а полноценное логически выстроенное обучение, рассчитанное на несколько недель. Как раз недавно читала о том, что одна из самых сложных задач для мозга в интернет-эпоху - выстраивание логических связей. Знаний в Интернете много, но все они фрагментарны, поэтому требуется их структурировать. Видимо поэтому такое большое удовольствие доставляют целостные курсы, в которых есть начало и завершение, и каждая тема связана с предыдущими.

2. Четкие сроки. В курсах Coursera есть дата начала курса, есть сроки сдачи и оценивания работ, сроки сдачи тестов. Это помогает победить нашу любимую традицию откладывать все "на потом". И в самом деле, если курс можно пройти в любое время, то, пожалуй, лучше начать "завтра"! По статистике, представленной Coursera, активность на курсах резко возрастала перед дедлайнами. Так что прокрастинация - это глобальный феномен, а дедлайны могут с ней бороться.

3. Информация разбита на небольшие фрагменты. Продолжительность видеолекций - 8-12 минут. Это очень удобно, ведь гораздо проще выкроить на неделе несколько раз по 10 минут, чтобы посмотреть видео, чем сразу целый час. Да и сосредоточиться легче.

4. Письма от преподавателя. Первое письмо с приветствием приходит сразу же после зачисления на курс, затем за 2-3 дня до начала обучения приходит письмо-напоминание, периодически письма приходят в ходе курса с объявлениями о новых возможностях, разъяснениями целей следующего модуля и т.д. И конечно, есть письмо в завершение курса с поздравлениями! Письма также дублируются в самой системе - на главной странице курса есть своеобразная доска объявлений, где можно прочитать все сообщения, которые были в ходе курса. Все это создает ощущение "живого" курса и личного общения с преподавателем.

5. Сертификаты. В большинстве курсов есть возможность получить сертификат. Для этого нужно закончить курс с определенными баллами. И это, как мне кажется, еще один из мотиваторов для активного обучения. Когда я записалась на курс по геймификации, выяснилось, что я пропустила 2 теста и 1 письменное задание, но небольшой шанс получить сертификат все еще есть, для этого нужно было сильно напрячься и за 1 неделю освоить материал 4 недель. И я напряглась, и успела!

6. Вопросы для размышления. Часть вопросов встроены сразу в видеолекции. Минут через 5 лекция обычно прерывается и предлагается вопрос. Кроме этого, есть тесты. Тесты тоже отличаются от традиционных. Во-первых, после завершения теста вы увидите не только результат и правильные / неправильные ответы, но и подробные объяснения, почему этот ответ правильный, а другой - неправильный. Во-вторых, если вы недовольны результатами, есть возможность пройти тест еще раз, и еще... То есть для тех, кто хочет разобраться в материале, есть возможность, как и в компьютерной игре, проходить уровень несколько раз и улучшать свои результаты.

7. Практические задания. Помимо вопросов предлагается выполнить практические задания. Выполнение заданий требует практического применения всех полученных знаний - на курсе по геймификации каждый из нас разрабатывал свою геймифицированную систему, сейчас на курсе по операционному менеджменту мы решаем задачи и вычисляем различные огрехи в процессах, на курсе по истории - пишем эссе.

8. Оценка практических заданий. Письменные работы оцениваются не преподавателем, а самими студентами. А иначе как можно оценить работы 100 тысяч студентов? По исследованиям, предварительно проведенным Coursera, оценка работы преподавателем не слишком отличалась от оценки работы студентами и от самооценки работы. Работы перемешиваются и случайным образом распределяются между студентами. Оценка проходит анонимно, это значит, что когда открываешь оцениваемую работу, невозможно понять, кто и откуда этот студент. Чтобы оценить работу, нужно не только выставить балл, но и написать небольшой комментарий - что понравилось в работе, и что ее могло бы еще улучшить. Предусмотрена определенная доля дисциплины - свою работу вы сможете оценить только после того, как оценили 5 других работ. А если вы пропустили этот этап и не оценивали работы, от набранных вами за письменное задание баллов отнимается 20%. 

9. Легкий вход и постепенное усложнение. Первая лекция, первые тесты и первые практические задания - самые простые. На первой неделе чаще всего вам предложат  осмотреться, зайти на форум, представиться, посмотреть видеолекцию про цели и идеи курса, пройти легкий тест или поучаствовать в предварительном исследовании Затем сложность начинает нарастать - увеличивается количество вопросов в тестах, ответы на письменные задания требуются более развернутыми.

10. Форумы и общение. Форумы в Coursera развиваются очень активно, так что спустя неделю после старта курса можно найти что-то только через тэги, а просмотреть все темы уже практически невозможно. В начале курса форум используется для знакомства и поиска земляков. Во всех курсах обнаруживается русскоязычная группа - это страны СНГ, в том числе и Казахстан, а также все наши мигранты, живущие за рубежом. В ходе курса форум обрастает содержанием, к чему активно призывают преподаватели - внутри видеолекций, наряду с тестовыми вопросами, преподаватели просят поразмышлять над определенной темой и свои выводы изложить на форуме. Часто вместе с началом курса участники создают группы на Фейсбуке, где гораздо больше возможностей для обмена информацией (фото, видео, файлы и т.п.). Виртуальные сообщества часто приводят людей к желанию встречаться лично, и создаются уже сообщества вполне реальные. Что интересно - участники сами начинают трансформировать контент курсов и делиться им - писать о курсах в личных блогах, в твиттере, снимать собственные видеолекции, переводить субтитры.

+1. Хочу рассказать про еще один интересный момент, который был только в курсе по геймификации, и не является общей тенденцией. В начале курса наш преподаватель поставил перед нами задачу-загадку, ответ на которую нужно было дать на форуме. Во второй половине курса в письме преподаватель объявил нам, что задача решена, а кто этот человек, он объявит в последней видеолекции. И это было не пустое обещание - в последней видеолекции был представлен ответ. А вот герой, как сообщил нам преподаватель, решил остаться анонимным.  Тем не менее, последняя видеолекция была записана специально для нашей группы! Это было приятно.

Присоединяйтесь ко мне и еще 1,6 миллионам курсерианцев!

1 комментарий:

  1. С большим интересом читаю Ваши посты. Этот пост хотел бы выделить отдельно по нескольким причинам. Во-первых, узнал себя в плане того, что записывался на онлайн курсы, но в отличие от Вас ни один не прошел до конца (к сожалению). Во-вторых (это главное), про курсы на Coursera - все разложено по полочкам, четко, просто и понятно. В-третьих, радует что наши соотечественники из Казахстана и стран СНГ проявляют большую активность в обучении по дистанционной форме.

    ОтветитьУдалить