На всех мероприятиях, посвященных внедрению e-learning, которые я проводила в последнее время, активные дискуссии вызывает вопрос эффективности: что эффективней - очное или электронное обучение, может ли электронное обучение хотя бы приблизиться по эффективности к очному, и в чем уникальные преимущества очного обучения? Предлагаю обратить внимание на те ограничения, которые чаще всего озвучивали участники мероприятий (скорее всего, их видят многие специалисты по обучению):
- В электронном обучении невозможно в ходе изложения материала сразу проверять, насколько он усвоен. В очном обучении преподаватель может задавать вопросы аудитории и даже "по глазам" уже видеть, если его не понимают.
- В электронном обучении нет возможности видеть и исправлять ошибки. Здесь речь идет не просто о понимании новых знаний, а об их применении - в очном обучении у преподавателя есть возможность скорректировать ошибки в поведении участника.
- Участники воспринимают информацию по-разному, нет возможности подстроить электронный курс под всех. В очной группе если кто-то отстает, то у преподавателя есть возможность это заметить, и что-то повторить, объяснить еще раз, по-другому.
- Преподаватель не может передать свой опыт через электронный курс. В очном обучении преподаватель может приводить примеры из своей практики, в том числе достаточно сложные и развернутые.
- В электронном обучении отсутствуют общение и групповая динамика. В очном обучении участники взаимодействуют друг с другом.
- В электронном обучении недостаток эмоций, нет возможности организовать игры. В очном обучении у преподавателя есть возможность провести ролевую игру или веселую разминку, тем самым взбодрив участников.
- В электронном обучении отсутствуют эмоциональная поддержка и обратная связь от преподавателя и группы. В очном обучении есть возможность не просто сказать "хорошо", или "правильно" / "неправильно", а подбодрить, поощрить участника.
Вы можете отметить для себя, с какими из этих утверждений Вы согласны.
Действительно, среди специалистов по обучению существует опасение, что электронное обучение не может быть таким же интересным и интерактивным, как очное. Но - только если мы представляем себе электронное обучение как электронный документ (в формате .doc) или презентацию с информацией (выполненную, например, в Powerpoint).
Чтобы поговорить о возможностях электронного обучения, приведу 2 примера, которые знакомы всем, но которые часто не вызывают ассоциаций с электронным обучением.
Компьютерные игры. Вспомните - наверняка среди компьютерных игр есть такие, от которых Вы или Ваши дети не можете оторваться, в которые готовы играть часами или возвращаться к ним и проходить их снова и снова. Может быть это Angry birds или Farmville или пасьянс или Warcraft... Кажется, что между играми и обучением большая разница. Но ведь в играх тоже происходит обучение - мы учимся принимать решения, искать ресурсы, действовать более эффективно. Обучение идет, но за счет того, что все происходит играючи, этот процесс даже не воспринимается как обучение, и тем не менее мы совершенствуем свои навыки. И если мы введем в электронное обучение необходимые элементы игрового дизайна, у нас появится возможность пробуждать эмоции наших слушателей, мотивировать их развивать свое мастерство. И речь идет не про навороченную 3D или 2D-графику, а прежде всего про интересные задания, возможность пробовать, совершать ошибки и видеть результат.
Социальные сети. Контент социальных сетей - не только развлечение, но и обучение, через социальные сети люди поглощают огромные объемы информации. Нам интересно посмотреть то, что нравится друзьям, прочитать то, что вызывает бурные дискуссии, выразить свое мнение насчет какой-то темы. И на самом деле, обучение без общения всегда будет очень сильно проигрывать. К счастью, большинство систем дистанционного обучения предоставляют возможности для организации общения слушателей - это форумы, чаты, кнопки "Мне нравится", "Поделиться", возможности для комментирования. Для этого нужно лишь переключить восприятие электронного обучения с позиции "слушатель взаимодействует с электронным курсом", на позицию "слушатель осваивает учебный материал с помощью курса и во взаимодействии с другими слушателями и преподавателем", и проектировать электронные курсы соответствующим образом.
Теперь вернемся к пунктам об ограничениях. Перечисленные пункты на самом деле очень важны, так как они содержат наше понимание того, при каких условиях обучение будет эффективным. И что еще важно - в них содержатся идеи о том, как можно сделать электронное обучение более эффективным.
- Оценка уровня усвоения материала. В очном обучении преподаватель задает вопросы. В электронном обучении, конечно, "по глазам" не получится определить степень понимания (по крайней мере, пока). Решение - сформулировать вопросы и кейсовые ситуации, дать слушателю сделать выбор, предоставить обратную связь. И делать это можно на протяжение всего курса, а не только в завершение.
- Корректировка ошибок в действиях. В процессе очного обучения, когда преподаватель видит действия участника, он сравнивает его с неким правильным алгоритмом, который есть у него в голове. Задача разработчика электронного курса - вынести этот алгоритм наружу, описать его и затем уже, проектируя задания и предоставляя слушателю выбор, оценивать и обеспечивать обратную связь, насколько верные решения он принимает.
- Разное восприятие информации. В очном обучении есть возможность гибко и быстро подкорректировать способ подачи материала. В электронном обучении придется максимально тщательно проектировать все заранее. Самое верное решение - хорошо изучить свою целевую аудиторию, понять язык, на котором разговаривают будущие слушатели курса и который будет им понятен, выяснить их интересы в обучении, определить возрастные рамки. А дальше уже выбирать лексику для курса, уровень сложности заданий, дизайн.
- Передача опыта от тренера группе. В очном обучении преподаватель может вплетать свой опыт в рассказ о теории. Почему бы не сделать то же самое в электронном курсе? Курс не обязательно должен содержать только сухие академические знания, курс может содержать и истории, и байки, и примеры из жизненного опыта.
- Общение и динамика. Участники очной группы общаются между собой, это общение может быть как управляемым преподавателем, так и свободным, когда участники сами находят ответ на интересующий их вопрос. Решение для электронного обучения - выйдите за рамки слайдового курса, создайте форум в системе дистанционного обучения, на внутреннем сайте или в социальной сети. Периодически в курсе давайте задания, которые участники могут обсудить друг с другом и призывайте их сделать это на форуме. Заходите сами и побуждайте экспертов-преподавателей заходить на форум и отвечать на сложные спорные вопросы.
- Игра и эмоции. В очном обучении используются игры и упражнения, что заряжает участников эмоциями. Введите в электронный курс элементы игры - в ходе курса давайте слушателям непростые (но решаемые) вопросы и проблемные ситуации, поощряйте их за правильные решения. Вовлечение и позитивные эмоции создаются не только чем-то смешным, но также и решением интересных заданий.
- Обратная связь и эмоциональная поддержка. В очном обучении участник может получить улыбку и одобрение преподавателя, аплодисменты аудитории. В электронном курсе Вы можете сделать то же самое - пусть ваша обратная связь будет не на уровне "Правильно!" или "Неправильно, попробуйте еще раз", а более развернутой, с объяснением, почему один ответ правильный, а другой - нет. Пусть персонаж курса (если вы его используете) также поощряет слушателя кивком, улыбкой или аплодисментами.
Получается, что перечисленные ограничения e-learning связаны не столько с особенностями самого формата, сколько с нашими о нем представлениями. И анализируя важные для нас моменты, мы можем повысить эффективность электронного обучения.
Спасибо за пост.
ОтветитьУдалитьПрочитав его некоторые спорные моменты становятся на место.