суббота, 6 апреля 2013 г.

Как выбрать площадку для проведения вебинара


Вебинары (семинары, которые проводятся онлайн) вызывают сейчас очень большой интерес как у крупных компаний, так у тренинговых компаний и учебных центров. Действительно, это удобно - вместо многодневного турне "по городам и весям" есть возможность вести обучение прямо с рабочего места или из дома и вовлекать даже большее количество участников, чем это возможно при проведении очного мероприятия.

Тонкости проведения вебинаров, отличия вебинаров от очного обучения, перевод обучения из очного формата в онлайн-пространство - это отдельные большие темы. Сегодня давайте поговорим о том, как выбрать площадку для проведения вебинаров. Тем более, что некоторые особенности трансформации очного тренинга в вебинар будут зависеть от того, какие возможности есть на вашей площадке. 

Обзоры вебинар-площадок с названиями и интернет-адресами регулярно публикуются в Интернете. Примеры можно найти здесь и здесь. Или же Вы можете задать поиск по запросу "сервис для вебинаров".

Но рекомендую начинать не с изучения обзоров. Первый шаг, который можно сделать - это записаться на разнообразные вебинары в качестве участника или посмотреть их в записи. Пусть даже тема будет категорически не Ваша, но Вы увидите, какие есть возможности у разных площадок, как они выглядят, и получите свой опыт участия в вебинарах.

Классические возможности вебинара - это демонстрация презентации, видеотрансляция ведущего и чат для участников. Именно в этом русле проводятся большинство вебинаров, которые Вы увидите. Но это далеко не все, что можно делать на вебинаре. Какие еще возможности Вам могут пригодиться для эффективного взаимодействия с участниками? Уточните у провайдера следующие моменты:
  • Демонстрация видео - сможете ли Вы демонстрировать пользователям загруженные видеоролики? Поддерживает ли площадка показ видео напрямую из Youtube или Vimeo?
  • Демонстрация экрана преподавателя - это полезная функция, если Вам нужно показать, как заполняется документ или как работать в программном обеспечении. Есть ли она на данной вебинар-площадке?
  • Опросы - один из хороших вариантов интерактива, в него вовлекаются даже те, кто не стремится писать в чат. Есть ли площадке возможность сразу показать участникам результаты опроса в графическом виде? А есть ли возможность у Вас, как у ведущего, скачать результаты опроса в виде таблицы, с указанием, кто и что ответил?
  • Статусы или средства для быстрого сбора мнений - полезная функция, когда нет возможности всем высказаться в чате (много участников), а опрос на эту тему Вы предварительно не создали. Есть ли статусы на площадке, хотя бы "Согласен" / "Не согласен"?
  • Whiteboard или флип-чарт - позволяет создать аналогию групповой дискуссии, когда Вы фиксируете мнения участников на флип-чарте. Хоть и требует чуть больше времени, чем в реальной среде, но ощущение взаимодействия вырастает в разы! Насколько легко управлять флип-чартом на площадке? Сможете ли Вы дать возможность участникам писать на флип-чарте, и насколько быстро можно передать им эти права?
  • Возможность быстрой смены режимов вещания (например, презентация - видеоконференция - чат) - это удобно, когда, например, от формата "ведущий комментирует презентацию" нужно перейти к общей дискуссии, а делать это в небольшой стандартном окошечке чата неудобно. Кроме того, смена режимов привлекает внимание участников. Есть ли на площадке такие заранее установленные режимы?
  • Поддержка анимации в презентации - речь идет об анимации в Powerpoint, к сожалению, такая функция есть не на всех площадках, и это придется учитывать при подготовке презентации - если у Вас на слайде какая-то динамика, то его придется разбивать на несколько слайдов. 

В качестве участника вебинара у Вас есть отличная возможность оценить:
  • Легкость регистрации и входа на вебинар. Чем грешат бесплатные площадки (они, в основном, зарубежные) - так это не совсем дружелюбным интерфейсом, без возможности поменять язык интерфейса, поэтому когда Вы получаете приглашение на такой вебинар, оно представляет собой смесь английского и русского языков. Кроме того, не всегда есть возможность установить местное (или хотя бы всем понятное московское время), т.к. по умолчанию стоит, например, Pacific Time. Не закрывайте на это глаза. Большинство Ваших будущих слушателей вряд ли являются опытными вебинаристами, поэтому подобные затруднения вполне могут отпугнуть их уже на входе. 
  • Требования к программному обеспечению - потребовалась ли от Вас установка дополнительных программ? Любое дополнительное усилие, которое потребуется от участника для входа в вебинар-комнату, может сократить количество участников на Вашем вебинаре еще до его начала.
  • Качество видео и звука - можно оценить только, если Вы заходили на площадку несколько раз, и вебинары вели разные ведущие, иначе различные шумы и помехи могли возникнуть из-за проблем с оборудованием у конкретного ведущего. Насколько хорошо и четко Вы слышали и видели ведущих? 
  • Технические проблемы (прерывание связи, паузы в трансляции, "выбивание" участников из вебинар-комнаты и пр.). Учитывая развитие Интернета, сейчас такие проблемы возникают очень редко. Если проблема возникла, это пока не повод ставить крест на площадке, но вот если проблема повторилась не единожды, и проблема не связана с Вашим интернет-каналом, это уже повод серьезно задуматься о качестве услуг такого провайдера.
  • Дизайн вебинар-комнаты - насколько Вам понравилось? Были ли лучшие варианты дизайна среди площадок, которые Вы уже посмотрели?

Что еще важно, но о чем в качестве участника Вы можете не догадываться:
  • Возможность скачивания записи вебинара и конвертация записи в обычный видео-формат, например, avi или wmv - на некоторых площадках эта услуга оплачивается отдельно. А если вы не скачали записи, а просто разослали участникам ссылку для просмотра, учитывайте, что по истечению срока аренды записи будут недоступны, а на некоторых сервисах и вовсе стерты.
  • Возможность участия в вебинаре с iPad и iPhone - необходимость этого, конечно же, определять Вам, ориентируйтесь на Вашу целевую аудиторию. Но в целом все больше участников переходят к просмотру вебинаров со своих планшетных устройств. Если в технических требованиях к участию на вебинаре указан Adobe Flash Player, значит в основе технологии данного сервиса - flash, а значит просмотр вебинаров через iPad или iPhone будет невозможен.
  • Возможность разводить участникам по разным вебинар-комнатам или проводить одновременно несколько мероприятий. Это очень интересная возможность, позволяющая проводить аналогии с работой малых групп на тренинге. 

Для окончательного принятия решения, обязательно попробуйте демо-версию. У большинства провайдеров есть возможность получить пробный доступ на несколько дней, когда Вы сможете провести вебинар для 5-20 человек - этого достаточно, чтобы понять, насколько Вас устраивают все возможности и условия.






1 комментарий:

  1. Выскажусь в поддержку одного из сервисов, используемых мной в работе достаточно активно, - Webinar.ru http://webinar.ru/ . Позволяет эффективно использовать аудиоконференции, онлайн-совещания, вебинары для продаж, маркетинга, образования и совместной работы. При возможности проводить видеоконференции, телеконференции, демонстрации презентаций и документов, демонстрацию экрана, возможность пригласить любое количество участников или спикеров из любой точки мира, предоставляется также отличное качество картинки и звука.

    ОтветитьУдалить