Мобильное обучение - новая для меня тема. Пока на казахстанском рынке она практически не представлена. Но в последние пару дней так интересно сложились события, что сначала я приняла участие в вебинаре по мобильному обучению, а на следующий день впервые увидела казахстанское мобильное приложение для обучения, сейчас оно в процессе тестирования. Так что эта тема (ура-ура!) уже развивается, надо с ней разбираться, и я хочу представить материалы вебинара "Инструменты и технологии для создания мобильного обучения" / "Tools and Techniques for Creating Mobile Learning", который был проведен 21 мая 2014 года Гильдией eLearning / The eLearning Guild.
Сначала пару слов о том. что такое мобильное обучение (m-learning). В нем есть 2 аспекта, связанных с его названием:
Во-первых, мобильное обучение - это обучение с помощью мобильных устройств (планшетов, смартфонов). То есть используются уже весьма нами любимые и безусловно удобные устройства.
Во-вторых, мобильное обучение - это обучение, которое можно взять с собой, изучать и использовать там, где возникла в этом потребность или например, выдалось свободное время. Таким образом, вы не привязаны к рабочему месту и к стационарному компьютеру для прохождения обучения.
Надо сказать, что мобильное обучение является новым явлением не только дня нас - это для меня стало первым открытием на прошедшем вебинаре. Большинство участников вебинара, около 70% являются новичками в этой теме или относятся к категории "интересующихся" без опыта (куда я, собственно, и себя отнесла).
Вел вебинар Geoff Stead - директор по мобильному обучению компании Qualcomm. Компания занимается разработкой и исследованием беспроводных средств связи, именно она производит микропроцессоры для многих популярных моделей мобильных телефонов и планшетов Samsung, LG, Sony Ericsson, ZTE, Nokia, Motorola, HTC, Huawei. Головной офис компании находится в Сан-Диего, США, а всего в компании работает более 31 000 сотрудников по всему миру. Geoff рассказывал о своем опыте внедрения мобильного обучения в Qualcomm.
В чем основные сложности внедрения, или почему при столь бурном развитии отрасли электронного обучения, мобильное обучение только начинает свой путь?
- Существует множество платформ, операционных систем, типов мобильных устройств - это затрудняет создание приложений, которые будут корректно работать на всех устройствах;
- Проблема с запуском контента на мобильных устройствах (типичная ситуация - невозможность проигрывания флэш-объектов);
- Вопросы безопасности и утечки информации, составляющей коммерческую тайну - как поставить ограничения на доступ к информации, если сотрудник со своим мобильным устройством может находиться и изучать информацию где угодно.
Тем не менее, удобство обучения и возможность обратиться к учебному материалу там, где возникла в этом потребность - двигают эту отрасль.
Кроме того, мобильное обучение обеспечивает лучшее запоминание. Из психологической теории мы знаем, что забывание идет согласно кривой Эббингауза. Необходимы регулярные повторения через определенные промежутки времени, чтобы сохранить в памяти максимум информации. Именно для таких микроповторений мобильное обучение подходит идеально.
За 3 года процент обучения, проходящего в мобильной среде, в компании Qualcomm вырос с 0 до 30 процентов.
Основные выводы, сделанные директором по мобильному обучению:
1. Планируйте гибкость. Внедряйте, изучайте опыт, улучшайте
Дискуссии по поводу внедрения мобильного обучения могут растянуться до бесконечности: создавать приложения для смартфонов или планшетов, веб-приложения, гибридные или "родные", под какую операционную систему - App iOS, Android, или WinMobile, ориентироваться на Apple, Samsung, Huawei или Nokia и т.д. и т.п.
Просто начинайте делать - внедряйте, извлекайте опыт и учитесь - затем улучшайте - и внедряйте заново.
Как это выглядит сейчас в компании Qualcomm:
в базе разнообразные типы приложений: мобильные веб-приложения, приложения для Android и приложения для iOS, приложения сделанные внутренними и внешними разработчиками, приложения из открытых источников. подходящие по тематике - платные и бесплатные. Темы: профессиональные вопросы, развитие лидерства, повышение эффективности, культура.
2. Опыт пользователя - главное. Для успеха, ваше мобильное приложение ДОЛЖНО быть приятным в использовании
3. Создание прототипов экономит время, деньги и аргументы. Используйте прототипы для тестирования идей до того как начать кодировать. Создав прототип, опрашивайте пользователей, насколько он удобен и приятен. Прототипы хороши тем, что еще до начала разработки они помогают представить ваш продукт на языке, понятном всем заинтересованным лицам. А ведь найти общий язык со стейкходерами - критично для внедрения!
4. Сначала используйте мобильные веб-приложения, а затем уже разрабатывайте нативные (нативные - native, или т.н. "родные" мобильные приложения, разрабатываются под операционную систему мобильного устройства, к примеру, под Android или iOS).
5. Изучайте опыт использования мобильного обучения, ресурс - WorkLearnMobile.org
Примеры мобильных приложений
Мобильное приложение QMaps - карта, построенная на базе Google Maps, позволяющая сотрудникам Qualcomm ориентироваться в зданиях компании, смотреть карту этажей, услуги офисов, маршруты автобусов компании и связываться с автобусами по телефону.
Модель мобильного обучения
Идеи:
- не ожидайте одним махом решить все вопросы, не бывает универсальных решений;
- лучшее решение - это баланс между всеми тремя ключевыми составляющими: организацией, сотрудником и мобильным устройством;
- полученный результат обычно не измеряется лишь усвоением знаний, навыков, а оказывается гораздо шире, начиная изменять всю культуру организации.
Некоторые технические подробности и ссылки с примерами:
Мобильные веб-приложения разрабатываются в HTML5 и Askbot. Примеры: Ye olde lingo (создан в HTML5 с использованием Node.JS), QMuseum (создан в HTML5 с использованием TimelineJS).
Примеры нативных приложений: Virtual Photo Booth (создан в Gimbal Proximity) и Mobile museum tours (Vuforia).
Портал, где размещены приложения, создан на Wordpress+
Комментариев нет:
Отправить комментарий