воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Смешанное обучение (blended learning)


Внедрение в организации электронного обучения совсем не означает, что вы отказываетесь от очного обучения, проведения живых тренингов и семинаров. Более того, есть все основания считать, что именно сочетание электронного и очного обучения дает наибольший эффект в обучении.
Смешанное обучение (англ. blended learning) - эффективная комбинация методов очного и электронного обучения.



Общей правильной формулы выстраивания смешанного обучения нет. Все зависит от целей обучения, особенностей содержания курса, передаваемых знаний и умений, а также от целевой аудитории.



В организации могут реализовываться программы обучения, выстроенные по-разному:



Либо организация может принять для себя единый стандарт для всех программ обучения, например:

Принятие стандарта облегчает обучение, у сотрудников формируется единый стереотип восприятия учебного материала, им становится проще ориентироваться в программах обучения. Но обязательное следование стандарту не всегда целесообразно: в ситуации, когда необходимо срочно провести короткое обучение, такое требование может замедлить запуск программы обучения.

В чем заключаются преимущества смешанного обучения?

Поддержка результатов очного обучения. 2-3-дневные тренинги, какими бы отлично выстроенными они ни были, дают только краткосрочный эффект. Под воздействием привычной среды и рутинных процедур, через некоторое время большинство сотрудников возвращается к прежнему стилю поведения. Другое дело, если в электронных курсах сотрудники начинают получать регулярные напоминания о тех знаниях и умениях, которым был посвящен тренинг. Как говорится, "вода камень точит".

Возможность повторения. Мы не можем гарантировать, что все участники очного обучения (тренинга, семинара) были активно включены в процесс все 100% времени, наверняка кто-то отвлекался на срочные рабочие или личные дела. В это время происходила потеря информации, возможно были упущены и некоторые ключевые идеи. Получая в электронном курсе напоминания об основных идеях, которые были озвучены во время очного обучения, сотрудники с большей вероятностью их усвоят.

Возможность в очном обучении посвятить больше времени практике. Если электронный курс используется в качестве пре-тренинга, это дает возможность включить в него начальные теоретические знания по теме, побудить сотрудников к анализу своего опыта, сформировать мотивацию к обучению. Так что на очное обучение сотрудники приходят уже подготовленнными, им требуется меньше времени на "раскачку" и введение в тему. И уже непосредственно на тренинге или семинаре останется больше времени на отработку практических умений, разбор кейсов или решение задач.

Сокращение расходов на командировки. Вместо 5-дневной очной программы вы вполне можете обойтись 2-3-дневной, а остальной материал превратить в электронный курс.

Больший уровень доверия информации. В случае очного обучения у сотрудников есть один источник информации - это тренер или преподаватель. И если в предмете обучения допускаются различные подходы, к примеру, есть разные подходы к продажам, переговорам или навыкам управления, то сотрудники могут скептически относиться к подходу, который демонстрирует преподаватель, особенно если он отличается от того, к которому сотрудники привыкли. В случае смешанного обучения информация идет больше, чем из одного источника. Если ваши электронные курсы и очное обучение используют единый подход, то и доверять сотрудники такой информации будут больше. Ведь одно дело, если об этом говорит один человек, другое - если то же самое сотрудники получают уже в написанном виде.

Побуждение к активному обучению. Грамотное электронное обучение является интерактивным, вовлекает сотрудника в участие, требует от него активных действий, не дает просто "прослушать" курс обучения. Если электронные курсы будут интересными и мотивирующими, они способны пробудить в ваших сотрудниках желание учиться.

Возможность учиться с индивидуальной скоростью. Смешанное обучение позволяет сотрудникам часть обучения пройти в собственном ритме. Для многих это важно.

Мы видим, что смешанное обучение имеет много преимуществ. Смешанное обучение, выстроенное с учетом целей обучения, особенностей содержания и целевой аудитории, способно дать эффект, который невозможно достичь ни очным, ни электронным обучением в отдельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий